Федеральный закон о пенсионном обеспечении граждан

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в наименование настоящего Закона внесены изменения

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г.

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, — без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств — и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта «б» статьи 22, пунктов «а» и «б» статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Российские пенсии гражданам, проживающим за границей

Вчера получил письмо от одного из моих подписчиков. Он пишет:

«Уважаемый, Геннадий Борисович, читаю и не нарадуюсь, как ясно вы излагаете свои мысли.

Однако, в процессе моей учёбы в Вашей школе, у меня возник вопрос, на который я не нашёл ответа.

В соответствии с Законом о занятости, граждане РФ имеют право на поиск работы за пределами страны. Будет ли этот стаж учитываться ПФР при начислении пенсии, если человек работал официально, по контракту? Если это зависит от межправительственных соглашений, то с какими странами у России эти соглашения есть?

Спасибо за внимание. Кризис в Европе заставил серьёзно задуматься над тем, где и как жить дальше. Я военный пенсионер и с семьёй проживаю в Испании. Пока учусь у Вас и спасибо за информацию, которую Вы размещаете на сайте.»

Смотрите так же:  Как заполнить приказ об отпуске

Однако непосредственно в Виртуальной школе пенсионера темы выплаты пенсии пенсионерам, уезжающим на постоянное жительство за границу, я не касался. Хотя теперь вижу, что потребность в этом назрела.

Все больше и больше, к сожалению, наших сограждан из-за антинародной политики руководителей страны вынуждены уезжать за границу. В прошлом году, когда отдыхал в Турции, был поражен масштабами «засилия» этой страны русскоговорящими выходцами из стран СНГ. И такая картина не только в Турции. Многие наши сограждане переезжают в курортные зоны этих стран на постоянное жительство. И вопрос пенсионного обеспечения для них весьма актуален.

Надеюсь, данная статья о пенсии гражданам, уезжающим на постоянное жительство за границу, в какой-то мере им поможет.

Система пенсионного обеспечения — одна из самых сложных в законодательстве. Эта характеристика справедлива как для России, так и для любой страны, куда выезжают наши соотечественники на постоянное жительство, но совершенно не утешает тех, кто хочет пенсию там получать.

Кроме того, право на социальное обеспечение по возрасту или инвалидности, даже гарантированное конституциями большинства стран, не всегда реализуется на практике. Особенно это стало очевидным, когда пали старые железные занавесы, появились новые государственные границы, а нынешние пенсионеры стали заложниками старых консервативных законов.

Кто-то из нынешних и будущих получателей пенсий стал иностранцем, никуда не уезжая, а кто-то приобрел этот статус, поменяв страну проживания.

Кто в российском пенсионном законодательстве считается лицом, выехавшим на ПМЖ за границу

В российском пенсионном законодательстве выехавшими на постоянное жительство за пределы РФ считаются лица, официально снявшиеся на территории России с регистрационного учета.

На практике эта процедура происходит либо в самой России через соответствующие органы внутренних дел (паспортно-визовая служба), либо через консульские учреждения или дипломатические представительства РФ за границей.

Даже для лиц, имеющих двойное гражданство (одно из которых российское), имеет значение место их регистрационного учета, определяющее, например, процедуру подачи документов на пенсию.

По российскому законодательству, право на назначение пенсии из числа проживающих за пределами РФ имеют только граждане страны. Эмигрантам, переставшим быть гражданами России в связи с получением гражданства другого государства российская пенсия, по-прежнему, не может быть назначена.

Для некоторых пенсионеров выплата российской пенсии могла быть прекращена по разным причинам.

Часто пенсионеры сами просили не выплачивать им пенсию, чтобы получить соответствующую справку для социальных органов в стране проживания. Ведь получаемая в России пенсия уменьшала размер социального пособия.

Также до 1990-х годов в России органы социального обеспечения прекращали выплачивать пенсию автоматически тем пенсионерам, кто выезжал на постоянное проживание за границу.

Теперь у пенсионеров появилась возможность возобновить выплату пенсии.

Такое право есть у всех пенсионеров, кому пенсия была когда-то назначена, независимо от их нынешнего гражданства. Заявление о восстановлении пенсии можно подавать либо по месту регистрации в России, либо непосредственно в Пенсионный Фонд РФ, если пенсионер с регистрационного учета в России снят.

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей, регламентируется следующими нормативно-правовыми актами

  • Федеральным законам от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”
  • статьёй 24 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”
  • Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 510 “Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”

и рядом других нормативно-правовых актов, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Например, гражданин выехал на постоянное жительство в Испанию, с которой у РФ действует Договор о социальном обеспечении от 11.04.94. Право этого гражданина на пенсионное обеспечение определятся нормами данного Договора, а не Закона от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”.

Несмотря на отсутствие такой нормы в Законе от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ, необходимо принимать во внимание ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В настоящее время действуют следующие международные договоры в области социального и пенсионного обеспечении граждан, выезжающих за границу:

  • Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.59;
  • Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 11.12.59;
  • Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.12.60;
  • Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20.12.62;
  • Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.81;
  • Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 (участники: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Российская Федерация);
  • Временное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15.01.93;
  • Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.94;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.95;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27.04.96.

Важно. При принятии решения о переезде на постоянное жительство за границу необходимо учитывать шаткость этих Договоров.

Например, не так давно Чешской стороной было принято решение о денонсации соглашения между Советским Союзом и Чехословакией. Это означает, что россияне, достигшие возраста 65 лет (возраст выхода на пенсию в Чехословакии), но не проработавшие на территории страны хотя бы 15 лет, не будут иметь права на получение чешской пенсии.

С российской пенсией также могут возникнуть проблемы, поскольку многие граждане выписались из России, да и стаж работы в Чехии вряд ли будет засчитан.

Единственным разумным выходом в таком случае представляется оформление пенсионного страхования.

Действие указанных выше законодательных норм о пенсионном обеспечении лиц, проживающих за границей распространяется:

  • на граждан Российской Федерации
  • на иностранных граждан
  • на лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • на граждан, подпадающих под действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. «

независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства.

Кто имеет право на получение российской пенсии при выезде за границу

Как правило, большинство российских пенсионеров сохраняют право на получение пенсии при выезде на постоянное проживание за границу. Не могут рассчитывать на получение пенсии за границей :

  • пенсионеры, которым пенсия назначена по советским законам, а не российским (в основном это те, кто выехал из РФ до начала 90-х гг.);
  • пенсионеры, получающие социальные пенсии. К ним, в частности, относятся инвалиды, не имеющие страхового стажа (полный перечень периодов, включаемых в страховой стаж, вам обязаны предоставить в отделении Пенсионного фонда в вашем регионе).
  • пенсионеры, выезжающие в страны, с которыми СССР или РФ имеет международные договоры о пенсионном обеспечении (в их числе — многие бывшие республики СССР, Испания, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.). Таким гражданам пенсии выплачиваются в соответствии с договорами.

Пенсионер, который собирается уехать на постоянное жи­тельство за пределы Российской Федерации, в соответствии с ст.1 Федерального закона от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, вправе получить сумму назначенной ему пенсии за шесть месяцев вперед. Для этого ему нужно:

  • подать в свое отделение Пенсионного фонда РФ заявление о выплате пен­сии за шесть месяцев;
  • представить документы, подтверждающие его выезд за границу на постоянное место жительства. Для гражданина Российской Федерации это так называемый иностранный пас­порт с отметкой «для проживания за границей».

Отметим, что перерасчет пенсии, выплаченной за шесть месяцев вперед, не производится, даже если за это время изме­нилось законодательство и все остальные пенсии были увели­чены. Если отъезд задерживается более чем на полгода, пен­сия вновь может быть выплачена за шесть месяцев вперед (Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжаю­щим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Рос­сийской Федерации, утвержденное постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 510).

Пенсионеру, выехавшему на постоянное жительство за границу, сумма назначенной пенсии либо выплачивается на территории Российской Федерации (в рублях), либо перево­дится за границу (по курсу рубля, установленному Централь­ным банком Российской Федерации на день каждого перевода) — это зависит от желания самого пенсионера.

Первый вариант: пенсия выплачивается пенсионеру на территории Российской Федерации (в рублях)

На территории нашей страны пенсия выплачивается тем же отделением Пенсионного фонда РФ, что и до отъезда лица за границу. В это отделение Пенсионного фонда направляется заявление, где указывается страна выезда, адрес постоянного жительства за границей, реквизи­ты российского банка. К заявлению прилагается документ, подтверждающий место постоянного жительства граждани­на за границей, и справка о дате вы­езда за границу (или переезда из одного иностранного государства в другое).

На основании этого заявления отделение Пенсионного фонда РФ выплачивает пен­сию на территории нашей страны. Если раньше пенсия пере­водилась за границу, отделение Пенсионного фонда извещает ПФР о желании пенсионера получать ее на территории Российской Федерации. При этом дальнейшая индексация, корректировка и пересчет пенсии производятся в соответствии с российским законодательством.

Указанное выше постановление Прави­тельства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. № 510 разрешает выплачивать пенсию не только че­рез банк, но и по доверенности, выданной пенсионером свое­му представителю. Этот документ должен быть удостоверен нотариально.

В любом случае пенсия выплачивается при наличии доку­мента, подтверждающего факт нахождения гражданина в жи­вых на 31 декабря каждого года.

Такой документ выдается дипломатическим представитель­ством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного госу­дарства.

Иностранные документы, представляемые в целях пенсионно­го обеспечения, должны быть удостоверены путем проставления апостиля в компетентном органе страны проживания и иметь нота­риально заверенный перевод на русский язык.

Второй вариант: перевод пенсии пенсионеру за границу.

Он осуществляется Пенсионным фондом Российской Федера­ции по заявлению пенсионера и на основании таких же докумен­тов, что и при выплате пенсии на территории нашей страны.

В этом случае ПФР запрашивает у вашего отделения Пенсионного фонда справку по пенсионному делу и на основании такой справки переводит пенсию за пределы России (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед отъездом). Переводится она на счет пенсионера в банке иностранного государства.

Выплата пенсии при возвращении пенсионера из-за границы

Российское законодательство также предусматривает правила выплаты пенсий при возвращении пенсионеров на постоянное жительство в Российскую Федерацию.

В подобных случаях пенсия выплачивается территориаль­ным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании:

  • данных о не выплаченных суммах пенсии;
  • заявления пенсионера;
  • паспорта этого пенсионера — гражданина Российской Фе­дерации с отметкой о регистрации по месту жительства.

При этом суммы назначенной пенсии, не полученные за время его проживания за границей, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за пенсией на территории Российской Федерации.

После получения всех необходимых документов территориальное отделение Пенсионного фонда проверяет правильность исчисления пенсии и начи­нает выплату пенсии пенсионеру на территории Российской Федерации.

Если до этого пенсия переводилась пенсионеру за границу, то территориальное отделение Пенсионного фонда извещает ПФР о поступлении от гражданина заявления о выплате ему пенсии на территории нашей страны и запрашивает документ о прекра­щении перевода пенсии пенсионеру за пределы Российской Федерации.

Ответы на наиболее сложные вопросы, касающиеся пенсии гражданам уезжающих за границу

  • Я являюсь российским специалистом, в настоящее время работаю за границей. Могу ли я обеспечить себя пенсией в России?

Согласно статье 29 Закона о трудовых пенсиях граждане Российской Федерации, работающие за пределами ее террито­рии, могут добровольно вступить в правоотношения по обяза­тельному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Из этого следует, что необходимо только подать заявление в ПФР и перечислять страховые взносы самостоятельно.

В таком случае гражданин, работающий за границей, при­обретает статус лица, застрахованного в системе обязательно­го пенсионного страхования Российской Федерации, или про­должает оставаться таковым, если этот статус у него уже был.

  • Какие документы необходимо пенсионеру представить для получения пенсии за шесть месяцев вперед при выезде за границу?

Выплата пенсии пенсионеру при выезде за границу за шесть месяцев вперед производится:

  • пенсионеру — гражданину Российской Федерации — на основании за­явления и паспорта, удостоверяющего его личность за преде­лами Российской Федерации, при наличии в этом паспорте отметки «для проживания за границей»;
  • иностранному гражданину — на основании заявления, национального паспорта, копии вида на жительство и визы иностранного государства, в которое он намерен въехать (если она необходима);
  • лицу без гражданства — на основании заявления, копии вида на жительство и визы иностранного государства, в кото­рое он намерен въехать (если она необходима).
  • В каком порядке Пенсионный фонд принимает решение о переводе пенсионеру пенсии за границу и в какие сроки происходит перевод

На основании заявления пенсионера ПФР запрашивает у территориального отделения Пенсионного фонда РФ справку по его пенсионному делу.

Смотрите так же:  Оформление земельного участка в собственность по завещанию

Территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, осуществлявшее пенсионное обеспечение пенсионера на территории Российской Федерации, проверяет пра­вильность исчисления пенсии указанному пенсионеру, закры­вает его пенсионное дело и составляет справку по пенсионно­му делу в двух экземплярах, один из которых направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Второй экземпляр справки и запрос ПФР хранятся вмес­те с пенсионным делом в архиве действующих пенсион­ных дел.

После получения справки по пенсионному делу пенсионера, выехавшего на постоянное жительство за пределы Россий­ской Федерации, ПФР осуществляет перевод пенсии пенсионеру за границу.

Пенсию начинают переводить пенсионеру за границу в следующем месяце после даты выезда пенсионера за пределы Российской Федерации, но не ранее дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учетом выплаты пенсии пенсионеру за шесть месяцев вперед пе­ред выездом).

  • Я живу за границей, получаю российскую пенсию. Время от времени пенсионное законодательство изменяется, раз­мер пенсии увеличивается. Касается ли это меня? Если да, то в каком порядке будет пересматриваться размер моей пенсии

В данном случае надо понимать, о каком увеличении пен­сий идет речь. Если они индексируются в связи с инфляцией, то это касается всех пенсий, в том числе и выплачиваемых пенсионерам, выехавшим за границу.

Если же принимается федеральный закон, увеличивающий размер базовой части трудовой пенсии с целью приблизить ее к прожиточному минимуму пенсионера в нашей стране, то перерасчет произ­водится по нормам такого закона. Согласно Закону о трудовых пенсиях подобные акты могут устанавливать определенные особенности относительно российских пенсий, выплачивае­мых пенсионерам за границей.

  • Смогу ли я получать за своего сына пенсию по случаю потери кормильца, если мы собираемся выехать на постоян­ное жительство за границей

Да, вы как законный представитель вашего сына сможете получать пен­сию по случаю потери кормильца, начисляемую на вашего сына. Закон не ограничивает граждан в получении любого вида пенсии — и трудовой, и назначенной по Закону о госу­дарственном пенсионном обеспечении — на том основании, что они выехали за границу на постоянное жительство.

  • Я состою на постоянном регистрационном учете в РФ, но фактически проживаю за границей. Могут ли меня лишить пенсионного обеспе­чения, если я получаю пенсию по законам другого государ­ства

При отсутствии такой информации выплата пенсии лицам, сохраняющим регистрацию на территории Российской Феде­рации и не снявшимся с пенсионного учета, не может быть прекращена (Журнал «Пенсия», 1999, № 3, стр. 16).

Кроме того, в некоторых случаях закон допускает наличие двойного гражданства. Например, многие пенсионеры, посто­янно проживающие в Израиле , получают пенсию и по законам этой страны, и по законам Российской Федерации, поскольку имеют двойное гражданство. (см. статью Российские чиновники консультируют израильтян по вопросам получения пенсий).

  • Я постоянно проживаю за границей. Мне назначена российская трудовая пенсия по старости. Хочу, чтобы ее получал мой родственник, проживающий в Рос­сии. Возможно ли это?

Да, но для этого вам необходимо:

  • отправить в Пенсионный фонд РФ заявление о зачислении пенсии на счет вашего родственника в банке по месту его жительства;
  • оформить на его имя доверенность на получение пен­сии. Такая доверенность может быть составлена не только в консульстве Российской Федерации, но и должностным ли­цом или компетентным органом за границей согласно междуна­родным правилам.

Доверенность, составленная гражданином Российской Фе­дерации, постоянно проживающим на территории государст­ва, являющегося участником Конвенции, отменяющей требо­вание легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), к которой Российская Федерация присоединилась 31 мая 1992 года, удостоверяется компетент­ным органом этого государства в особом порядке — путем проставления апостиля.

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, статус лица, подписавшего доверенность, подлинность печати и штампа, которым она скреплена.

Большинство стран, в том числе и Россия, являются участниками Гаагской конвенции 1961 года (всего более 90 государств).

Доверенность, составленная на иностранном языке гражда­нином Российской Федерации, проживающим на территории государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи или участником соответствующего двустороннего договора с Российской Федерацией, должна быть удостоверена надписью нотариуса Российской Федерации о верности перево­да доверенности на русский язык.

  • Какие документы необходимы для выплаты пенсии по возвращении пенсионера на постоянное место жительства в Россию из-за границы

Для выплаты пенсии на территории Российской Федера­ции пенсионер по возвращении из-за границы представляет непосредственно в свое территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, осуществлявшее его пенсионное обеспечение:

  1. заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации;
  2. документ, подтверждающий место постоянного жительст­ва пенсионера за пределами Российской Федерации, и справку о дате выезда (переезда из одного государства в другое).

Во всех случаях выплата пенсии пенсионеру производится при условии представления в ПФР или в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ, осущест­вляющее выплату пенсии на территории Российской Федера­ции, документа, подтверждающего факт нахождения граждани­на в живых на 31 декабря каждого года (документы, оформлен­ные ранее указанной даты, для продолжения выплаты пенсии не принимаются).

Если указанный документ не представлен, выплата пенсии пенсионеру приостанавливается (прекращается) в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации. После представления пенсионером данного документа выплата пенсии восстанавливается, но не более чем за три года, предшествующие обращению пенсионера по этому поводу в свое территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.

Вы хотите навсегда забыть о проблеме вечной нехватки денег, скопить себе капитал и стать богатым и счастливым пенсионером? Тогда Вам непременно надо зайти >>> сюда .

С пожеланиями Счастливой Жизни на Пенсии,

Читайте также по пенсионному планированию:

59-ФЗ о порядке рассмотрения обращения граждан

Федеральный закон 59-ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан РФ с изменениями 2016 года устанавливает механизм реализации конституционного права любого гражданина Российской Федерации на обращение в различные государственные органы власти и учреждения местного самоуправления, а также закрепляет порядок и правила ответа и рассмотрения вышеуказанных обращений со стороны государственных органов.

Под действие Закона об обращении граждан 59-ФЗ подпадают все гражданские обращения, за исключением тех, рассмотрение которых регулируется иными положениями и нормативно-правовыми актами.

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2006 года

26 апреля 2006 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 N 126-ФЗ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 07.05.2013 N 80-ФЗ, от 02.07.2013 N 182-ФЗ,

от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 03.11.2015 N 305-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 18.07.2012 N 19-П)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
  2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
  3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
  4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

  1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 80-ФЗ)

  1. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
  2. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

  1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
  2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

  1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
  2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

  1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
  2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
  3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

  1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
  2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
  3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Смотрите так же:  Земельный налог с физических лиц в 2019 году

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

  1. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
  2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
  3. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
  4. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

  1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
  2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

  1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

  1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
  2. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
  3. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

  1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)

  1. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

  1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
  2. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ)

  1. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ)

  1. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
  2. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

  1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

  1. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статья 13. Личный прием граждан

  1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
  2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
  3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
  4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
  5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
  6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
  7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.11.2015 N 305-ФЗ)

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

  1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
  2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-X «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

2 мая 2006 года

Порядок обращения, рассмотрения и ответа, установленный Законом об обращении граждан РФ 59-ФЗ с изменениями 2016 года, также распространяется на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, кроме случаев, когда такие обращения прямо запрещены соответствующими международными договорами или федеральными законами РФ. Вышеуказанный порядок также распространяется на обращения организаций граждан и юридических лиц в различные государственные органы. Все обращения граждан подлежат регистрации и учету.

Похожие публикации:

  • 99 федеральный закон статья 13 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ"О лицензировании отдельных видов деятельности" С изменениями и […]
  • Встречное заявление по ст 116 Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г., 2 октября 2007 г., […]
  • 3 федеральный закон о рекламе Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 […]
  • Функции и полномочия президента акты президента Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316"Вопросы Федеральной службы судебных приставов" С […]
  • Кодексы и законы рф pdf Кодексы и законы рф pdf Для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами предлагается установить налоговые льготы (см. аннотацию) Скорректированы сроки хранения документации в налоговых органах (см. […]
  • Приказ мсх рф 281 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27 декабря 2016 г. № 589 “Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных […]