Дисциплина приказ мвд

Порядок уведомления ФМС

С праздником 23 февраля!
Коллективные трудовые споры

Многие организации принимают на работу иностранных граждан. Кто-то этим занимается давно и в курсе того, какие необходимо подготовить документы, в какие инстанции их сдавать и в какие сроки. Но есть и такие организации, которые только начинают свою трудовую деятельность и принимают иностранных граждан на работу впервые. Естественно у них возникает масса вопросов.

В статье мы рассмотрим порядок уведомления ФМС России о заключении трудового договора с иностранным работником , который прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Работодатель обязан уведомить ФМС России о заключении трудового договора с иностранцем, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, на основании п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ). Форма и Порядок представления данного уведомления установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Форма и Порядок подачи указанного уведомления установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (далее — Порядок).

Согласно п. 6 Порядка уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с данным Порядком.

Бланки уведомлений предоставляются территориальными органами Федеральной миграционной службы бесплатно и в необходимом количестве работодателям и (или) заказчикам работ (услуг), а также организациям федеральной почтовой связи согласно поступившим от них заявкам (п. 14 Порядка).

Согласно п. 2 Порядка работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

Опубликовано в номере: Кадры предприятия №10 / 2002

I. Что такое отстранение от работы?

Отстранение работника от работы представляет собой временное по решению работодателя прекращение выполнения работникомтрудовой функции, предусмотренной трудовым договором. Принять такое решение работодатель должен в случаях, перечисленных в статье 76 Трудовогокодекса РФ.

Согласно названной статье работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Несмотря на то, что недопущение к работе указано в скобках как юридический синоним понятия «отстранение от работы», между ними есть различия. «Не допускает к работе» означает, что работодатель, заметив признаки опьянения, запрещает работнику приступать к трудовой деятельности, которая с началом рабочего дня еще не началась. «Отстраняет от работы» имеет место уже в том случае, когда работник приступил к выполнению трудовой функции с началом рабочего дня, и только при изменении его состояния в течение дня или при условии, что состояниеработника не было замечено до начала трудовой деятельности, от работодателя поступает распоряжение прекратить работу.

На первый взгляд различие между этими распорядительными действиями работодателя кажется незначительным. Однако в отдельных отраслях деятельности оно становится принципиальным, так как именно за допуск к работе работника в состоянии опьянения должностные лица организаций могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Так, обязанностью инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств является принятие решения о допуске водителей к работе. Принимается такое решение до выпуска автотранспортного средства на линию. Если инспектором в результате предрейсового осмотра не установлено состояние алкогольного опьянения, водитель допускается к управлению транспортным средством. Предположим, водитель «привел» себя в состояние алкогольного опьянения уже на линии. В данном случае, инспектор выполнил свою обязанность по допуску к управлению автотранспортным средством трезвого работника, и к нему не могут быть применены санкции, предусмотренные статьей 12.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вступившего в силу 01.07.2002. Решение об отстранении водителя от управления транспортным средством в данном случае будет уже принимать сотрудник ГИБДД/ГАИ.

Самая отлаженная процедура недопущения к работе работника, появившегося в состоянии опьянения, предусмотрена законодательством только для отдельных работодателей (транспортных организаций и подразделений, организаций энергетики, др.). Организации, в которых действует пропускная система, также могут обеспечить требование о недопущении работников к работе. Например, если работник в рабочее время появляется в состоянии опьянения не на своем рабочем месте, а, скажем, на территории организации. Если же работник приступил к исполнению своих трудовых функций на рабочем месте, то речь уже идет об отстранении.

Решение работодателя об отстранении работника от работы оформляется приказом (распоряжением). Однако для его составления необходимо соответствующее основание, а также подтверждение того, что работник действительно находится в состоянии опьянения.

II. Каким образом устанавливается и подтверждается состояние алкогольного опьянения?

Современное законодательство о здравоохранении, как, впрочем, и трудовое законодательство, определяет следующие виды опьянения: алкогольное, наркотическое и токсическое. Поскольку состояние алкогольного опьянения является более распространенным по сравнению с двумя другими, остановимся на нем подробно.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (с изм. на 21.11.2000) нетрезвое состояние работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. Одним из таких доказательств является акт о появлении работника в состоянии опьянения. Отдельно в суде (если дело получило судебное развитие) в качестве доказательств могут быть представлены свидетельские показания. Однако работодателю не следует рассчитывать, что в случае чего ему достаточно будет сослаться на свидетелей, — вчерашние работники-свидетели к моменту рассмотрения трудового спора о незаконности отстранения могут уволиться, «забыть», как именно обстояло дело, и т.д. Поэтому лучше всего составить акт, который, будучи подписанным несколькими работниками, может рассматриваться в качестве письменных свидетельских показаний.

1. Акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Законодательство не устанавливает, кто правомочен оформлять акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Как правило, поскольку контроль за соблюдением трудовой дисциплины (в настоящее время в трудовом законодательстве применяется понятие «дисциплина труда») возложен на работников кадровой службы, то именно они и составляют такой акт. Составить его может и руководитель структурного подразделения, которому подчиняется работник.

Каких-либо нормативно закрепленных требований к данному документу не существует. Однако для того, чтобы в будущем акт действительно мог рассматриваться как подтверждение нахождения работника в состоянии опьянения, в нем следует отразить:

  • дату, время (желательно с точностью до минут) и место составления акта;
  • фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;
  • фамилии и должности (профессии) работников, присутствующих при составлении акта;
  • состояние работника, позволившее составителю акта сделать вывод об опьянении;
  • подписи составителя акта и присутствующих при его составлении работников.

Описывать признаки, позволившие составителю акта сделать выводы о нахождении работника в состоянии опьянения, нужно тщательно. Основными признаками алкогольного опьянения являются: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координации движений, неустойчивость, шатающаяся походка и ряд других, которые будут рассмотрены далее.

С наркотическим и токсическим опьянением все гораздо сложнее. Первыми их признаками являются: ускоренная речь, быстрая смена ассоциаций и поверхностность суждений; снижение критики к своему поведению и высказываниям; узкие зрачки и бледность. Поскольку все они могут быть обусловлены просто болезнью, следует описывать состояние работника детально, а лучше всего прибегнуть к медицинскому освидетельствованию.

По общему правилу, с актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. Зачастую при составлении акта о появлении на работе в состоянии опьянения, кадровикам не рекомендуется брать объяснения у работника. Действительно, ведь нетрезвый работник может написать нецензурные выражения и «нацарапать» вообще непонятно что. Однако согласиться с тем, что не следует просить работника изложить свои объяснения, а также представлять ему акт на подпись, можно только с точки зрения культуры документального оформления. Если же исходить из позиции юриста, то даже стиль изложения объяснений, несвязанные формулировки, неконтролируемый почерк, невнятно изложенные мысли впоследствии могут рассматриваться в качестве факта, подтверждающего состояние алкогольного опьянения. Как поступить, если ознакомление пьяного работника с актом невозможно в силу того, что он вообще не в состоянии что-либо понимать, не то что поставить свою подпись? В акте следует указать, что «работник не понимал значение своих действий и обращенных к нему вопросов, в силу чего ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным». Если же работник отказывается от подписи, это также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим еще раз поставить свои подписи под такой записью.

В качестве образцов для составления акта о появлении работника в состоянии опьянения можно использовать формы, приведенные в разделе «БУМАГИ» (стр. 46—47).

2. Медицинское заключение. Медицинское заключение является результатом медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Несмотря на то, что освидетельствование является юридически безупречным способом установления алкогольного опьянения и его степени, большинству работодателей весьма сложно им воспользоваться. Главная трудность заключается в возникновении конфликтов между работником и руководством организации по поводу прохождения медицинского освидетельствования.

Итак, начальник цеха считает, что работник появился на работе в состоянии алкогольного опьянения. А вдруг он ошибается?! Просьбу «дыхни» агрессивно настроенный работник может не исполнить: «Я и так дышу!» Вариантов реакции на утверждение начальника, что работник нетрезв, может быть огромное количество: от «Ничего подобного!» до «Сам ты пьян!» Руководителю структурного подразделения также не следует успокаиваться после согласия работника со своим состоянием: может случится так, что завтра он уже будет не согласен с тем, что вчера находился в состоянии алкогольного опьянения — «просто болел!» Вчера наблюдалась шаткая походка, заторможенность реакции и речи — «начальству показалось», «чувствовал себя неважно». Ощущался запах алкоголя — «у начальства проблемы с обонянием», «вчера действительно в цеху пахло водкой». Имеется соответствующий акт — «начальник и его заместитель уже давно точат на меня зуб». Все это руководство организации может услышать не только на следующий день, но, что не исключено, и в судебном заседании. Так, при рассмотрении законности отстранения от работы в одном из судов г. Москвы отстраненный работник убедил судью, что запах алкоголя был не в выдыхаемом им воздухе, а исходил от одежды — «случайно на пиджак был опрокинут стакан со спиртом».

Смотрите так же:  Цены на услуги адвокатов в нижнем новгороде

Как же работодателю получить медицинское заключение?

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения медицинского освидетельствования с целью установления состояния алкогольного опьянения, являются:

  1. Инструкция Минздрава СССР от 01.09.1988 № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»[1] .
  2. Приказ Минздрава СССР от 08.09.1988 № 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

Согласно указанным документам освидетельствование назначается в случаях, когда законодательством предусмотрена юридическая ответственность:

  • дисциплинарная — за пребывание в состоянии алкогольного опьянения;
  • административная — за совершение определенных действий в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, оно производится в случае конфликтных ситуаций, связанных с пребыванием работника на работе в нетрезвом состоянии. Как раз с отстранением от работы, а также с применением крайней меры дисциплинарной ответственности — увольнения по подпункту «б» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ — связаны основные конфликты.

Медицинское освидетельствование на предмет установления состояния опьянения осуществляется по направлениям сотрудников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. С приемом на освидетельствование от правоохранительных органов в настоящее время более или менее ясно: он производится по письменному направлению или при «передаче» освидетельствуемого сотрудником правоохранительного органа врачам. Что же касается инициативы работодателя о проведении медицинского освидетельствования, то на данный момент этот вопрос не урегулирован современным законодательством, а нормативные правовые акты 1988 года в определенной степени вступают в противоречие с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Закон РФ от 22.07.1993 № 5487-I (с изм. на 02.12.2000).

Если мы обратимся к статье 33 Основ, то там мы найдем следующее: гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Таким образом, заставить работника пройти медицинское освидетельствование в принудительном порядке нельзя. Исключение составляют только случаи, описанные в статье 34 тех же Основ законодательства — медицинское освидетельствование без согласия граждан допускается в отношении лиц: страдающих заболеваниями, представляющих опасность для окружающих; лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; лиц, совершивших общественно опасные деяния.

К сожалению, на наш случай эта норма статьи 34 не распространяется. Как же поступить в том случае, когда работодатель направляет работника на освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, а работник отказывается? Благодаря тому, что государство за последние 10 лет прекратило любые попытки борьбы с пьянством, ответ на этот вопрос формировала практика.

Первый из вариантов — это сопровождение работника в органы здравоохранения, проводящие медицинское освидетельствование. Согласно названной выше Инструкции Минздрава СССР медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях. Приказом Минздрава России от 05.10.1998 № 289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека» установлено, что освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений, где таковое осуществляется. В Москве медицинское освидетельствование (или как в тексте Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы, утвержденной приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 26.06.1997 — «экспертиза опьянения (алкогольного и состояний одурманивания)») проводится городским диспансерным отделением наркологической больницы в восьми специализированных кабинетах экспертизы.

Если работник не сопротивляется и следует с сопровождающим в учреждение здравоохранения, можно считать, что первая часть задачи решена (о второй — несколько позже). А если он ведет себя агрессивно и отказывается не только от поездки «к доктору», но и вообще оставить рабочее место? Хорошо, если в структуре организации есть собственная служба безопасности или охранное подразделение. Но такие структурные единицы создаются далеко не во всех организациях.

Раньше такие проблемы чаще всего решались вызовом милиции, сотрудники которой доставляли нетрезвого работника прямо в медицинский вытрезвитель, в котором и проводилось медицинское освидетельствование. Можно ли сейчас решить часть проблем за счет вызова милиции? Согласно пункту 11 статьи 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-I «О милиции» (с изм. на 25.07.2002) милиция имеет право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим и (или) себе, а находящихся в жилище — по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества. Организации и предприятия, как «территории», откуда нетрезвые граждане могут быть доставлены в медицинские учреждения, не предусмотрены. Не подпадают они и под понятие «общественных мест». Вышеуказанное право предоставлено милиции для реализации ее обязанностей по пресечению административных правонарушений и привлечению к административной ответственности. Так, статьей 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток. Под «другими общественными местами» понимаются места, где находится большое скопление людей или места, где такое скопление возможно. Это подъезды, лестничные клетки, места проведения зрелищных мероприятий, пляжи, иные места, где становится многолюдно во время отдыха граждан [2] , а также дворы, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры) [3] . В их число входят и такие территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха там граждан. Отсюда следует, что просьбу руководства организации доставить работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в медицинское учреждение, сотрудники милиции выполнять не обязаны. Но, следует отдать им должное, чаще всего они все же помогают руководству организации решить этот вопрос.

Еще один способ, выработанный «жизнью», — вызов скорой помощи.

Кадровая практика. Начальник отдела кадров длительное время безуспешно пытался решить вопрос с прохождением медицинского освидетельствования работника, регулярно появляющегося на работе в состоянии алкогольного опьянения. Проблема заключалась в том, что работник для сокрытия запаха алкоголя применял вещества типа «антиполицай» и различные пищевые «поглотители» запаха спиртного (в частности, лук и чеснок). Ни в какую не соглашаясь, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, работник приходил на свое рабочее место и предлагал начальнику отдела кадров заниматься своими делами. На предложение пройти медицинское освидетельствование следовал жесткий, но вполне вежливый отказ. В отделении милиции, в которое не раз обращались кадровик и заместитель директора организации, поясняли, что доставление работника в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования не входит в их компетенцию. Наконец, выход был найден. Начальник отдела кадров вызвал бригаду скорой помощи для оказания медицинской помощи работнику. «Плохое самочувствие» работника было зафиксировано врачами, и протокол медицинского освидетельствования, наконец, был составлен.

Но прежде, чем последовать описанному примеру, следует подумать, как будет объясняться вызов бригады скорой помощи (например, явными признаками отравления, «потерей сознания» у станка, пр.).

Теперь о второй части проблемы медицинского освидетельствования: процедуре его проведения и результатах.

Согласно Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегето-сосудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. В нем также отмечаются жалобы освидетельствуемого, его субъективная оценка своего состояния. Кроме того, указывается наличие или отсутствие запаха алкоголя и приводятся результаты лабораторных исследований. Закончив оформление протокола, врач (фельдшер) предлагает обследуемому сделать подробную запись об ознакомлении с результатами освидетельствования (еще раз напомню, что в некоторых случаях это может служить дополнительным подтверждением опьянения). При отказе испытуемого от записи, врачом (фельдшером) делается соответствующая пометка.

Основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, должны служить данные всестороннего медицинского освидетельствования. После его завершения производится отбор выдыхаемого воздуха или биологических жидкостей организма для исследования их на наличие алкоголя. Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными. Кровь для анализов на алкоголь берется в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, при тяжелых травмах, отравлении и т.п.). Характер и последовательность проведения биологических проб определяется врачом (фельдшером) в зависимости от особенностей клинического состояния обследуемого. В случаях сомнительной картины алкогольного опьянения применяется не менее двух биологических реакций на алкоголь (проба Рапопорта, Мохова-Шинкаренко, аппарат ППС-1); анализу подвергаются различные биологические среды; в случаях исследования выдыхаемого воздуха или слюны осуществляется их повторное проведение через 20—30 минут после первого. В тех случаях, когда состояние испытуемого не позволяет осуществить освидетельствование в полном объеме (тяжелая травма, бессознательное состояние) для определения состояний, связанных с потреблением алкоголя, обязательно проводится двукратное (с интервалом 30—60 минут) количественное исследование на алкоголь не менее двух биологических жидкостей организма (кровь, моча, слюна). Образцы биологических сред, взятых у освидетельствуемого для определения алкоголя, хранятся в учреждении здравоохранения, где проводилось освидетельствование, на протяжении не менее 35 дней при соблюдении необходимых, гарантирующих их сохранность условий, соответствующих требованиям методических указаний.

Результаты медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования, выполненного в соответствии с названной инструкцией, и при проведении лабораторных исследований были использованы только методики и устройства, разрешенные Минздравом России для применения в целях освидетельствования.

Смотрите так же:  Заявление в налоговую о возврате госпошлины юридическому лицу образец

На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором характеризуется состояние освидетельствуемого на момент обследования. Согласно Инструкции в заключении по результатам освидетельствования работника в связи с появлением (пребыванием) его на работе в нетрезвом состоянии должно констатироваться наличие факта потребления алкоголя или его отсутствие (трезвое состояние). Однако юридически значимым обстоятельством отстранения работника от работы является не факт потребления алкоголя, а состояние опьянения — ведь возможно, что факт употребления алкоголя будет установлен, а признаки опьянения не выявлены. Поэтому следует напомнить врачу (фельдшеру), что законодательство изменилось, и при составлении заключения нужно учитывать новые нормы. Это даже не столько право, сколько обязанность, так как во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования — в данном случае это Трудовой кодекс РФ).

В результате освидетельствования может быть выдано заключение, в котором будет установлено одно из следующих состояний:

1) трезв, признаков потребления алкоголя нет;

2) установлен факт потребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

3) алкогольное опьянение;

4) алкогольная кома;

5) состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;

6) трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте.

Итак, медицинское заключение на руках. Отстранение от должности на основании второго абзаца части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ будет правомерным, если в нем указаны состояния по пунктам 3, 4 и 5 вышеприведенного списка. Если же по пунктам 1 и 2 — то незаконным, так как только состояние опьянения является основанием отстранения от работы. В этом случае нельзя будет применить часть третью статьи 76 Трудового кодекса РФ, и работнику следует выплатить заработную плату за период отстранения. Кроме того, если нет желания выплачивать работнику материальный ущерб, на который он может претендовать в соответствии со статьей 234 Трудового кодекса РФ, неплохо было бы принести ему извинения. Что же касается состояния по пункту 6, то здесь можно обосновать свою позицию абзацем пятым части первой статьи 76 Кодекса, согласно которой работодатель отстраняет работника от работы при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Поскольку понятие «источник повышенной опасности» не имеет законодательно закрепленного определения, а перечень этих источников вообще не установлен, то, например, любую работу, связанную с механизмами, можно отнести к работе с источниками повышенной опасности. В любом случае, работодателю желательно рассказать врачу о трудовых функциях работника еще на этапе подготовки медицинского заключения — тогда описываемые им нарушения функционального состояния будут рассматриваться с позиции допуска к выполнению названных трудовых функций.

Работодателям сложно предугадать действия работника, не согласного с отстранением от работы. Тех, кто считает медицинское заключение неоспоримым доказательством нахождения работника в состоянии опьянения, можно огорчить. Судебной практике известны случаи, когда работники добивались признания результатов медицинского освидетельствования недействительными. В следующем номере журнала мы поговорим о таких случаях, разберемся со сроками отстранения от работы, составим соответствующий приказ и подумаем о перспективе увольнения работника.

1 Далее по тексту — Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.

2 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002.

3 Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. /Под ред. И.И.Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. Издание четвертое, переработанное и дополненное. — М.: «Проспект», 2000.

Ограничения на занятия трудовой деятельностью

Новый закон об образовании
Увольнение педагогов с судимостью

В связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности (ее социально-общественной важностью, необходимостью повышенной ответственности и значительными психоэмоциональными нагрузками) законодательно установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической работе, а также связанные с этим необходимые ограничения на занятие педагогической деятельностью.

Предъявляемые требования и исчерпывающий перечень ограничений (всего пять позиций) установлены ст. 331 ТК РФ. Несоответствие этим условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в ОУ и в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.

Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься ею в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Часть 2 ст. 331 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) дополнена новым по содержанию абзацем третьим, в котором определены основания для ограничения на занятие педагогической деятельностью в соответствии с установленными уголовным законодательством видами (группами) преступлений, о которых подробно речь пойдет ниже. Для более четкого понимания сути законодательно установленных ограничений необходимо рассмотреть их с учетом норм Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ), Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) и других нормативных правовых актов.

Первое ограничение – лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.

В соответствии со ст. 44 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний за совершение преступления. Причем согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ оно применяется в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.

Статья 47 УК РФ подробно регламентирует этот вид наказания. Она предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ст. 131, 132, 134, 135 УК РФ).

Необходимо учитывать, что руководители ОУ в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Таким образом, при приеме на работу руководителя ОУ должно учитываться ограничение на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках») лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).

Второе ограничение – наличие судимости, уголовного преследования (за исключением прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за определенные виды преступлений.

В соответствии со ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Следовательно, сам факт наличия судимости за определенные виды преступлений у лица независимо от ее погашения или снятия является квалифицирующим признаком при установлении наличия основания для запрета педагогической деятельности.

Под уголовным преследованием в ст. 5 УПК РФ понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Согласно ч. 1 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по определенным основаниям, в т. ч. реабилитирующим, к числу которых в соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ относятся основания, предусмотренные пп. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и пп. 1 и 4–6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ:

— отсутствие события преступления (п. 1 ст. 24);

— отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ст. 24);

— отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ (п. 5 ст. 24);

— отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ст. 24);

— непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ст. 27);

— наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ст. 27);

— наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ст. 27).

К видам преступлений относятся предусмотренные Особенной частью УК РФ преступления против личности (гл. 16–18, 20) и преступления против общественной безопасности и общественного порядка (гл. 24 и 25), которые группируются по шести категориям:

— против жизни и здоровья (предусмотрены в гл. 16 УК РФ, ст. 105–125: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, заражение ВИЧ-инфекцией и др.);

— против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления) (гл. 17 УК РФ, ст. 126–127.2: похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда);

Смотрите так же:  Социальные пособия при рождении второго ребенка

— против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ, ст. 131–135: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия и др.);

— против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ, ст. 150–157: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.);

— против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ, ст. 228–245: нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др.);

— против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ, ст. 205–227: террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, вандализм, нарушение требований пожарной безопасности, небрежное хранение огнестрельного оружия и др.).

Третье ограничение – наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных:

— к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания;

— за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ*).

Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой. При этом следует учитывать, что данное ограничение следует применять с учетом положений, о которых указано выше.

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости (утв. приказом МВД России от 01.11.2001 № 965) такие справки предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России) и информационные центры МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ. При этом п. 5 указанной инструкции предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу при наличии доверенности или ее копии, выданной в установленном законодательством РФ порядке.

Четвертое ограничение – признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке.

Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним в этом случае устанавливается опека. Основания и порядок признания судом лиц недееспособными установлены в гл. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Согласно ст. 283 ГПК РФ судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (ст. 286 ГПК РФ).

Пятое ограничение – наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Несмотря на то, что это положение было предусмотрено в ТК РФ с 2006 г. (внесено Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ), Минздравсоцразвития России до настоящего времени не утвердило указанный перечень заболеваний.

Поскольку упорядочивание ведомственных нормативных правовых актов еще не завершилось, на практике следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами по отдельным вопросам в этой сфере, в т. ч. актами бывшего Союза ССР, к числу которых относятся следующие основные документы.

1. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень психиатрических противопоказаний), утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»».

В разделе «Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности» Перечня психиатрических противопоказаний определено, что общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (эпилепсия отнесена к дополнительным медицинским психиатрическим противопоказаниям). Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

Периодичность таких освидетельствований установлена не реже одного раза в пять лет для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах и других учреждений для детей.

2. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельст­вования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в пять лет с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем психиатрических противопоказаний.

3. Инструкция Министерства здравоох­ранения СССР от 27.12.1973 № 1142 «а»-73 «О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом» относит к числу таких заболеваний открытую форму туберкулеза. (К числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания.)

4. Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» (действует в определенной части). Этим документом утвержден Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда. О работниках системы образования, периодичности их осмотров и дополнительных к общим медицинских противопоказаниях говорится в подп. 13.5–13.7 данного Перечня.

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 16.05.2005 № 338) определяет порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с утвержденным им Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ.

Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые осуществляются за счет средств учредителя (ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1″Об образовании»).

Так, к примеру, в п. 4.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), к числу вредных и (или) опасных производственных факторов трудового процесса отнесено перенапряжение голосового аппарата, обусловленное профессиональной деятельностью.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя:

— работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22);

— работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в т. ч. санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха (п. 24).

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.

Подводя итоги, необходимо отметить, что рассмотренные в настоящем комментарии вопросы и проблемы в силу их важности и сложности нуждаются в пристальном и особом внимании со стороны руководителей образовательных организаций с целью предупреждения и своевременного устранения нарушений трудовых прав работников, а также для обеспечения установленных законодательством ограничений на занятие педагогической и иной трудовой деятельностью в организациях, занимающихся работой с несовершеннолетними.

Похожие публикации:

  • Увольнение мигрантов Работа в России для украинцев, как выгодно устроится и получить разрешение в 2019 году Трудоустройство на территории РФ – популярный вид заработка для многих иностранных граждан, включая украинских. Последние, являясь безвизовыми […]
  • Госпошлина за участие в дорожном движении рб Стоимость техосмотра в 2017 году в РБ и пошлина на дороги Многие автомобилисты живут спокойно в периоды от техосмотра до техосмотра, потому как прохождение последнего – дело хлопотное и затратное. Стремление разобраться, сколько […]
  • Список литературы федеральный закон рф Добро пожаловать на сайт Федеральный институт педагогических измерений График дистанционных курсов повышения квалификации ФИПИ для экспертов региональных предметных комиссий в период январь - апрель 2019 г. Опубликован новый номер […]
  • Требования кио Сайт 2018 года: ЗДЕСЬ 12..08.2017. Вернулись сертификаты, отправленные по адресу 618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, 34. Уважаемые победители и призеры (занявшие I-III места) конкурса "Бобер"-2016 -11 класс, "Бобер"-2015 […]
  • Пособия на ребенка от 3 до 18 лет Занятия логопеда-дефектолога с детьми 2-3 лет: особенности и подходы Существует расхожее мнение, что до 5 лет нет необходимости показывать ребенка логопеду-дефектологу. Однако опыт специалистов говорит о том, что многие проблемы в […]
  • Развод путина с женой дата развода Наталья Фатеева Наталья Фатеева: биография Наталью Николаевну Фатееву называют «русской Лиз Тейлор». Голубые глаза и томный голос актрисы проникают глубоко в душу. Наталье Фатеевой всю жизнь приходилось доказывать, что за внешностью […]