Пособие по безработице для предпринимателей

Порядок и условия признания граждан безработными, взаимные права и обязанности государственной службы занятости населения и граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных осуществляется в Краевом государственном казенном учреждении «Центр занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района» (КГКУ ЦЗН) по месту жительства (регистрации) граждан.

Для регистрации необходимо представить документы:

  • паспорт,
  • трудовую книжку,
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию гражданина,
  • справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт и документ об образовании.

Образцы необходимых документов и порядок их заполнения Вы можете просмотреть и скачать в разделе Документы

Граждане, относящиеся к категории инвалидов, дополнительно предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице, в том числе в период их временной нетрудоспособности. Размер пособия по безработице, сроки и условия его выплаты, а также причины, по которым размер пособия по безработице может быть сокращен на 25%, выплата пособия по безработице может не производиться или может быть приостановлена на определенный срок, а также прекращена до истечения установленного срока выплаты с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного, определяются законодательством о занятости.

Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
  • занятые деятельностью, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей им, как правило, трудовой доход (заработок):
  1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы в соответствии с законодательством являются подходящей работой);
  2. зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в КГКУ ЦЗН через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Для сохранения прав получения пособия по безработице (стипендии во время обучения от ЦЗН), материальной поддержки Вам необходимо:

  • соблюдать условия и сроки перерегистрации;
  • посещать специалиста службы занятости в назначенный день, предъявлять им при каждом посещении паспорт, документ об образовании, трудовую книжку (при наличии), программу ИПР (для граждан, имеющих инвалидность);
  • в случае невозможности явиться в день перерегистрации, необходимо сообщить о причине инспектору, с последующим предоставлением документов (больничный лист, справка и другие).

Для регистрации в целях поиска подходящей работы ищущие работу впервые дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа предоставляют следующие документы:

  • Паспорт;
  • Документ об образовании;
  • Справку из отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними (в возрасте от 16 до 18 лет) по г. Комсомольску-на-Амуре, пр.Интернациональный 10/2 каб. 121,122;
  • Справку из отдела опеки и попечительства над совершеннолетними (в возрасте от 18 до 23 лет) по г. Комсомольску-на-Амуре, пр.Мира 33 (справка необходима для подтверждения категории «сирота» и начисления пособия в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в крае);
  • Трудовую книжку;
  • Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, являющиеся инвалидами, предъявляют справку медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальную программу реабилитации инвалида; имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья справку клинико-экспертной комиссии (КЭК).

Регистрация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Признание безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, зарегистрированных в целях поиска походящей работы и достигших 16 летнего возраста, осуществляется на общих основаниях (Закон «О занятости населения РФ» ст. 1,3).

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах занятости в статусе безработного, в возрасте от 16 до 23 лет, выплачивается пособие по безработице не более 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в крае.
При этом максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице данной категории безработных граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа подбор подходящей работы осуществляется на общих основаниях (Закон «О занятости населения РФ» ст. 4).

Для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, зарегистрированных, в качестве безработных Центр занятости населения может оказать следующие бесплатные услуги:

  • представить информацию о наличии вакантных должностей и свободных рабочих мест;
  • предложить пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • получить профориентационные услуги и психологическую поддержку;
  • подготовить и разместить Вашу анкету в банке специалистов;
  • предоставить возможность безработным гражданам в период поиска работы принять участие в оплачиваемых общественных работах с целью получения временной дополнительной материальной поддержки;
  • оказать временную материальную поддержку дополнительно к заработной плате безработным гражданам в случае их трудоустройства на работу по программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» — инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, уволенные с военной службы, одинокие и многодетные родители;
  • оказать временную материальную поддержку дополнительно к заработной плате безработным гражданам в случае их трудоустройства на работу по программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»;
  • оказать содействие в открытии собственного дела по программе «Содействие самозанятости безработных граждан и стимулировании создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».

Новое в бухгалтерском учете с 2019 года

Чтобы избежать штрафных санкций при подаче отчетности, предприятия и организации должны будут учитывать все новые изменения в бухгалтерском учете, вступающие в силу с 2019 года. В первую очередь это касается изменения текущей ставки НДС, роста размера федерального МРОТ, корректировки схемы начисления и порядка выплаты зарплат, а также отмены налогообложения для владельцев движимого имущества.

Изменения по МРОТ и зарплате

На 1 января 2019 года запланировано очередное повышение федерального МРОТ и прожиточного минимума. Это вызвано увеличением стоимости отдельных групп товаров, что является основной предпосылкой для пересмотра размеров этих показателей. Согласно положениям закона № 421-ФЗ, для трудоспособного населения прожиточный минимум будет установлен на уровне 11,280 тыс. руб., а это значит, что данный показатель будет увеличен на 4%.

Расширен перечень льготных категорий персонала, увольнение которых противоречит действующему законодательству. Если в 2018 году это были только беременные и женщины с малолетними детьми (возрастом до 3-х лет), то новостью для бухгалтера в 2019 году станет то, что к этим категориям добавились сотрудники предпенсионного возраста, которым осталось не более 2-х лет до окончания трудовой деятельности.

Если работодатель сотрудничает с иностранными специалистами, то теперь ему придется следить за их своевременным выездом из РФ (ранее такая норма в действующем законе отсутствовала). В случае нарушения срока легального пребывания иностранца в России его предприятию придется заплатить штраф в размере 500 тыс. руб.

Для главбухов законодатели тоже предусмотрели ужесточение персональной ответственности. Если ранее за нарушение сроков или отказ перечислить зарплату на указанную работником платежную карту можно было получить штраф в 5 тыс. руб., то с 2019 года размер такого взыскания составит 20 тыс. руб. Кроме того, получив исполнительный лист о принудительном взыскании, бухгалтерия может удержать с работника за долги до 100 тыс. руб., что допускается новыми поправками.

Изменения в отчетности

Еще одна актуальная новость для предпринимателей и компаний – это изменение порядка составления бухгалтерского и налогового учета в 2019 году. Чтобы документы были составлены без нарушений, ответственный специалист должен учитывать такие нововведения:

  • Объекты движимого имущества должны быть исключены из отчетности. Это связано с тем, что со следующего года такие основные средства не подлежат налогообложению, даже если они числятся на балансе предприятия.
  • При формировании декларации по НДС следует учитывать повышение ставки на 2 процентных пункта – до 20%.
  • Расчет по страховым взносам будет осуществляться по новой форме (на данный момент она находится в стадии доработки).
  • Форма 2-НДФЛ тоже будет усовершенствована. В частности, в ней появится новое поле «Код вида уведомления», где можно будет указать вид подтверждаемых прав.
  • Если до 2019 года бухгалтера отчитывались о целевом финансировании в процессе подачи общей отчетности, то теперь для этих целей будет использоваться отдельный документ, порядок заполнения которого будет регулироваться определенными требованиями.
  • Процедура подачи отчетности существенно упростится, так как со следующего года это можно будет делать в электронном виде без документов на бумажном носителе (субъекты МСБ впервые будут обязаны это сделать при подаче формы за 2020 год). А для подачи бухгалтерских форм можно будет использовать ИФНС. При этом подписывать такие документы сможет не только руководитель предприятия, но и его законный представитель.
  • Декларация по УСН будет отменена для упрощенцев, которые в работе используют онлайн-кассы. Это должно стимулировать предпринимателей активнее устанавливать такое оборудование, так как это даст возможность упростить процесс составления финансовой отчетности.

Отвечая на вопрос, какие изменения ждут бухгалтеров в 2019 году, нельзя не упомянуть о расширении полномочий ИФНС. Теперь в случае нарушения сроков подачи отчета по страховым взносам (10 дней и более) налоговики будут блокировать счета плательщиков, лишая их возможности осуществлять расчеты с другими контрагентами.

Терминал «Онлайн-ККТ» представляет из себя кассовый аппарат, который мгновенно передает сведения о продажах в ОФД по интернету. Его использование позволяет повысить прозрачность финансовых операций, снизить количество проверок и объем затрат на ведение бухгалтерии, что формирует расходную часть бюджета любого предприятия.

В 2018 году работать без онлайн касс могли определенные группы налогоплательщиков, так как их наличие не являлось обязательным условием для осуществления коммерческой деятельности. Но с 1 июля 2019 года это будет неизменное требование для всех предприятий, которые работают в сфере общественного питания и розничной торговли.

Еще одно нововведение коснется реквизитов чека. Ранее в таком документе не указывался код товара. Но со следующего года он добавится в реквизитах и будет указываться при реализации отдельных групп маркированных товаров.

Бухгалтерский учет и документы

Ошибки в платежных документах всегда являются причиной больших проблем для предприятий. Так, в частности, если деньги предназначены Федеральному Казначейству, то отправитель должен повторно осуществить платеж, а потом вернуть неправильно оплаченные средства, что доставляет массу неудобств. Но такие правила больше не будут актуальны, на что указывают новости в бухгалтерском учете, так как если в 2018 году это было обязательное требование, то в 2019 году отправителю будет достаточно уточнить платеж и не совершать повторную оплату.

Расширены и полномочия главного бухгалтера или иного лица, которое выполняет работу по ведению организационного учета. Теперь их требования будут обязательны к исполнению для всех сотрудников предприятия.

Смотрите так же:  Мусаелян яна львовна нотариус отзывы

Какие документы оформлять при возврате товара поставщику?

Как правильно оформить возврат товара поставщику — документы и основания

Последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы вернуть товар поставщику, зависит от того, по каким основаниям возвращается товар.

Так, товар может быть возвращен, если он:

  • является некачественным (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
  • обладает надлежащим качеством, но по каким-либо причинам (например, на его использование могут претендовать сторонние лица, комплект поставки является неполным или ассортимент продукции не соответствует заявленному) покупатель не может его использовать.

В случае когда качество товара является ненадлежащим, составляются необходимые для оформления возврата товара поставщику документы:

  • письмо/претензия о возврате товара;
  • акт о возврате товара поставщику;
  • возвратная товарная накладная по форме ТОРГ-12;
  • акт о выявленных недостатках по форме ТОРГ-2.

Если качество товара является надлежащим, акт о выявленных недостатках не составляется, но остальные документы также необходимы.

Далее расскажем о том, как оформить возврат товара поставщику — образцы документов, необходимых для этого, также приведем.

Документальное оформление возврата товара поставщику при обнаружении недостатков до подписания акта приема-передачи

Если покупатель понял, что товар не отвечает его требованиям, до подписания акта приема-передачи, ему достаточно отказаться от получения товара.

Если некачественной является не весь объем поставки, а только ее часть, можно скорректировать товарную накладную ТОРГ-12, убрав из перечня те позиции, которые не соответствуют требованиям покупателя. Если поставщик может осуществить допоставку товаров и заменить некачественную продукцию, правки в документы можно не вносить вообще, т. к. в этом случае фактическое количество переданных товаров будет соответствовать числу, указанному в накладной. Возвратные документы также оформлять не нужно — на это указывает ст. 518 ГК РФ.

Частным случаем возврата товара, недостатки которого были обнаружены на стадии приемки, является ситуация, когда продукцию доставляет независимая транспортная компания, не имеющая отношения к поставщику. Несмотря на то что товар был признан некачественным до оформления документов, его придется принять по приложенной накладной ТОРГ-12. При этом в присутствии представителя транспортной компании, доставившего груз, необходимо составить также акт по форме ТОРГ-2, указав в нем имеющиеся расхождения по качеству и количеству предполагаемой поставки и фактически привезенного товара.

Оформление возврата товара поставщику при обнаружении недостатков после подписания акта приема-передачи

Если недостатки в полученной продукции были обнаружены после того, как стороны подписали акт приема-передачи, покупателю придется выполнить следующие действия (процедура называется обратной реализацией):

  1. Составить претензию к поставщику, изложив в ней свои требования и указав основания для возврата товара (п. 1 ст. 483 ГК РФ). В случае несоблюдения этого правила поставщик вправе отказаться от приема товаров и удовлетворения требований покупателя (п. 2 ст. 483 ГК РФ). После того как документ будет рассмотрен и получено согласие на удовлетворение просьбы, покупатель может заняться дальнейшим оформлением возвратных документов.
  2. Составить возвратную накладную по форме ТОРГ-12 и отправить ее поставщику. В графе «Основание» при этом необходимо сделать пометку «Возврат товара ненадлежащего качества».
  3. Составить акт по форме ТОРГ-2 и также передать его поставщику.

Если между поставщиком и покупателем заключена договоренность о возврате нереализованного товара, последний может провести обратную реализацию, механизм которой описан выше. Однако претензия в этом случае не составляется и акт по форме ТОРГ-2 не заполняется, т. к. качество передаваемого на возврат товара является надлежащим.

Претензия о возврате товара (форма, образец)

Претензия о возврате товара может быть составлена в произвольной форме, без использования специальных бланков. В качестве основы для составления документа можно использовать приведенный ниже образец.

Юр. адрес: Екатеринбург, ул. Трынова, д. 12

ИНН 2010489630, ОГРН 3265981047814

Юр. адрес: Екатеринбург, ул. 1-я Промышленная, стр. 5

ИНН 2598741031, ОГРН 8741204897410

ПАО «Рейл-СМ» сообщает, что в соответствии с положениями договора поставки № 541 от 12.02.2018 ваша компания должна была поставить 40 заготовок из нержавеющего листа (сталь 12Х18Н10Т, диаметр — 280 мм, толщина — 20 мм). Вес каждой заготовки, согласно спецификации № 11а, составляет 10 кг. В ходе проведения входного контроля была определена толщина поставленных заготовок, которая составляет 18 мм, что не соответствует условиям заключенного договора № 541 и приложений к нему.

Просим произвести замену несоответствующего товара согласно ст. 468 ГК РФ до 30.03.2018.

Начальник отдела снабжения ПАО «Рейл-СМ» Клинков А. Е.: (подпись)

Заполнение возвратной накладной (процедура, образец)

Процедура заполнения возвратной накладной ничем не отличается от порядка составления обычной товарной накладной, оформляемой при передаче продукции поставщиком покупателю. Документ может быть составлен по унифицированной форме ТОРГ-12, установленной постановлением Госкомстата «Об утверждении…» от 25.12.1998 № 132, или с использованием бланка, разработанного для нужд конкретного предприятия. С 01.01.2013 у организаций и предпринимателей появилось право выбора: они могут как продолжать использование существующих унифицированных форм документации, так и использовать свои внутренние бланки при условии включения в них всех обязательных реквизитов.

В накладной должны быть указаны:

  • реквизиты предприятия, возвращающего товар;
  • реквизиты предприятия-грузополучателя;
  • основание оформления накладной;
  • номер документа и дата его составления;
  • сведения о товаре, возвращаемом поставщику (наименование, единица измерения, количество, цена с учетом и без учета НДС);
  • общая стоимость груза, отпущенного по накладной;
  • подписи представителей предприятия-отправителя и грузополучателя;
  • дата передачи товара.

Скачать образец заполнения товарной накладной, оформляемой при возврате товаров, можно на нашем сайте:

Акт об установленном расхождении по количеству и качеству (содержание, образец)

Унифицированная форма ТОРГ-2 «Об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» также установлена постановлением Госкомстата № 132.

В акте об установленном расхождении должны быть зафиксированы:

  • наименование организации-составителя, ее адрес и телефон;
  • основание для составления документа (приказ или распоряжение руководства);
  • номер документа и дата его составления;
  • должность лица, утвердившего акт, и его подпись (с расшифровкой);
  • место приемки товара;
  • наименование, номер и дата составления сопроводительных документов, приложенных к товару;
  • наименование документа, которым представитель поставщика был вызван к месту приема товара;
  • наименования, адреса и номера телефонов грузоотправителя, поставщика, покупателя и компании-страховщика;
  • реквизиты документов, на основании которых была произведена поставка товара (договора между поставщиком и покупателем, счета-фактуры и пр.);
  • способ доставки и дата отправления товара;
  • сведения о состоянии транспорта, которым перевозился товар;
  • условия хранения товара на складе получателя до того, как он был вскрыт;
  • дата вскрытия тары;
  • фактическое количество товара, в том числе отнесенного к категории боя/брака;
  • сведения о недостаче/излишках;
  • способ определения количества товара;
  • подписи членов комиссии, составивших акт;
  • подпись главбуха организации и решение ее руководителя.

Скачать образец заполнения формы ТОРГ-2 также можно на нашем сайте по ссылке:

Образец заполнения акта на возврат товара

Факт передачи товара покупателем обратно поставщику должен быть зафиксирован документально. Для этого составляется акт о возврате товара, образец которого приведен ниже:

АКТ возврата товара поставщику

Мы, начальник отдела снабжения АО «Рейл-СМ» А. Е. Клинков (далее — Покупатель) и генеральный директор ООО «МеталлПром» С. П. Васютин (далее — Поставщик), составили настоящий акт о возврате товара, поставленного по договору поставки № 541 от 12.02.2018:

  1. Покупатель передает, а Поставщик принимает возврат 40 заготовок из нержавеющего листа (сталь 12Х18Н10Т, диаметр — 280 мм, толщина — 18 мм).
  2. Отметки о качестве и состоянии товара, наличии дефектов: товар не соответствует спецификации, приложенной к договору.
  3. Требования покупателя: произвести замену заготовок толщиной 18 мм на заготовки толщиной 20 мм.

Покупатель: АО «Рейл-СМ»

Юр. адрес: Екатеринбург, ул. 1-я Промышленная, стр. 5

ИНН 2598741031, ОГРН 8741204897410

Клинков А. Е.: (подпись)

Поставщик: ООО «МеталлПром»

Юр. адрес: Екатеринбург, ул. Трынова, д. 12

ИНН 2010489630, ОГРН 3265981047814

Генеральный директор Васютин С. П.: (подпись)

Итак, соблюдение порядка оформления возврата товара позволяет покупателю отказаться от использования неподходящего товара и передать его обратно продавцу с соблюдением всех требований законодательства. Перечень документов, которые необходимо подготовить в ходе возврата продукции, включает письменное уведомление поставщика о своем намерении, возвратную накладную (форма ТОРГ-12), акт о возврате товара и акт об установленном расхождении по количеству и качеству (форма ТОРГ-2). Несмотря на то что существуют унифицированные формы таких документов, покупатель может составить их самостоятельно, учитывая особенности своего предприятия.

Статья 37 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 37 Конституции РФ гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий к Ст. 37 КРФ

1. Статья 37 предусматривает основные права человека в сфере труда. Ее содержание базируется на международных актах, закрепляющих права и свободы человека. Среди них Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальный и культурных права (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г. в ред. 1996 г.), акты МОТ.

Положения комментируемой статьи выступают в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений. Действующее трудовое законодательство направлено на развитие этих положений и создание системы гарантий трудовых прав работника.

Часть 1 этой статьи вслед за ст. 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашает свободу труда. Свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Человек может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», в ред. ФЗ от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ, с изм. и доп.).

Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления возможности действовать беспрепятственно и неограниченно. Права, предусмотренные Конституцией, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиций безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией.

Применяя положения ст. 37 Конституции, Конституционный Суд исходит из принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан конституционно значимым интересам и целям. Право на свободный выбор рода деятельности и профессии не нарушается в тех случаях, когда государством устанавливаются для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность (например, нотариальную, связанную с прохождением государственной и муниципальной службы), обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности, а также соответствующие условия допуска тех или иных лиц к профессиональной деятельности (постановления Конституционного Суда от 28 января 1997 г. N 2-П//СЗ РФ. 1997. N 7. ст. 871; от 19 мая 1998 г. N 15-П//СЗ РФ. 1998. N 22. ст. 2491).

Возможно и установление специального порядка освобождения от занимаемой в органах государственной власти и местного самоуправления должности. Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать гарантированное Конституцией право на поступление на государственную или муниципальную службу (ст. 32 Конституции), добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре. Из этого вытекает, что запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, который приобретает лицо, не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица (определения Конституционного Суда от 1 апреля 1999 г. N 30-О, от 15 ноября 2001 г. N 277-О//ВКС РФ. 2003. N 2; от 30 сентября 2004 г. N 299-О//ВКС РФ. 2005. N 1; от 11 марта 2005 г. N 148-О//ВКС РФ. N 5. 2005.).

Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает и обязанность государства обеспечить получение работы по избранной профессии, роду деятельности и не гарантирует гражданину право на занятие конкретной должности (определения Конституционного Суда от 19 февраля 1996 г. N 4-О, от 30 сентября 2004 г. N 322-О//ВКС РФ. 2005. N 2; от 15 февраля 2005 г. N 1-О//СЗ РФ. 2005. N 10. ст. 899; от 11 марта 2005 г. N 3-О//ВКС РФ. 2005. N 5).

Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права — принципе свободы трудового договора. Единственным основанием для возникновения трудового отношения является соглашение сторон — трудовой договор. Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Административные акты назначения, утверждения на должность, а также направление на работу или избрание могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства.

В рамках трудового договора по соглашению работника и работодателя определяется трудовая функция, которую обязуется выполнять работник, дата начала работы, место работы, условия труда. Однако договорная свобода не может рассматриваться как безграничная, она реализуется его сторонами в рамках, установленных законодателем как в интересах работника, так и в интересах работодателя. Как отметил Конституционный Суд (Постановление от 15 марта 2005 г. N 3-П//СЗ РФ. 2005. N 13. ст. 1209) положения ст. 37 Конституции, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве

Смотрите так же:  Судебная практика по договорам аренды жилого помещения

Реализуя право на свободу труда, работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, — это письменное предупреждение работодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ).

2. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции МОТ N 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде»).

Международное трудовое право выделяет следующие формы принудительного труда:

— труд, применяемый в качестве политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов либо идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

— труд, применяемый в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

— труд, применяемый в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

— труд, применяемый в качестве средства наказания за участие в забастовках;

— труд, применяемый в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания (ст. 1 Конвенции МОТ N 105 1957 г. «Об упразднении принудительного труда»).

Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введения таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ N 35 1930 г. «О косвенном принуждении к труду»).

Использование принудительного труда запрещено статьей 4 Трудового кодекса (ТК), которая несколько расширяет его содержание по сравнению с международно-правовыми актами. Так, к принудительному труду ТК относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

— нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

— возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Такой подход к определению понятия принудительного труда избран для усиления гарантий соблюдения трудовых прав работников, обеспечения реализации права на самозащиту (ст. 142, 219, 220, 379, 380 ТК).

Положения ТК и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 ТК).

Понятием «принудительный или обязательный труд» не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу своего особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Перечень таких работ сформулирован законодателем (ч. 4 ст. 4 ТК) с учетом положений Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 8) и Конвенции МОТ N 105. Принудительный труд не включает в себя:

— работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

— работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

— работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части;

— работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нельзя рассматривать в качестве принудительного труда военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1, 22, 54, 56 ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», с изм. и доп.); отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. 25-30 УИК), отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. 50-60 УИК), привлечение к труду осужденных к apecтy (ст. 70 УИК), привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103-106 УИК), а также мобилизацию трудоспособного населения для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайного положения, введенного в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт «е» ст. 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении») и привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями (п. 6 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»).

Свобода труда обеспечивается не только запрещением принудительного или обязательного труда, но и соблюдением конституционного принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции). Конституционный Суд подчеркнул, что «. свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду». Применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые обязанности (Постановление Конституционного Суда от 27 декабря 1999 г. N 19-П//СЗ РФ.2000. N 3. ст. 354).

Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Не допускается установление в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. 5, 7-9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения.

С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Запрещение дискриминации в сфере труда признано международным сообществом и закреплено в международных актах. Так, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) провозглашает недопущение дискриминации в области труда и занятий одним из базовых принципов правового регулирования трудовых отношений.

Конвенция МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей либо обращения в области труда и занятий.

Положения российского законодательства о дискриминации (ст. 3 ТК) сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ N 111. В соответствии с ними дискриминация представляет собой ограничение трудовых прав и свобод (или установление преимуществ) на основе свойств личности и общественных признаков, которые не имеют прямого отношения к трудовой деятельности работника. В их числе Трудовой кодекс называет пол, расу, цвет кожи, национальность, возраст и др. Это не исчерпывающий перечень, а лишь указание на наиболее характерные и значимые признаки, которые не могут служить критерием для установления ограничений или предпочтений.

Законодатель специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками.

Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, в том числе ограничений прав работников, которое не приводит к ликвидации или нарушению равенства возможностей и обусловлено специфическими требованиями, свойственными данному виду труда. Такие различия должны быть установлены федеральным законом.

Установление льгот или преимуществ для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, также не рассматривается российским законодательством как дискриминация. Напротив, предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам с семейными обязанностями направлено на обеспечение равных с другими работниками возможностей в использовании ими трудовых прав и свобод.

На устранение дискриминации в области труда и занятий было направлено одно из первых дел Конституционного Суда — «О проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации» от 4 февраля 1992 г. Указанная норма была введена в ст. 33 КЗоТ в 1988 г. Она закрепила достижение пенсионного возраста (при наличии права на полную пенсию) в качестве самостоятельного основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. При рассмотрении дела Конституционный Суд установил, что возраст работника, если он не выступает специфическим квалификационным требованием, связанным с определенной работой, не может служить основанием для ограничения трудовых прав. Правовое регулирование, устанавливающее различные права работников в зависимости от их возраста, носит дискриминационный характер и является недопустимым по целому ряду причин. Этот критерий дифференциации, во-первых, нарушал равенство возможностей при реализации права на труд. Во-вторых, он противоречил принципу свободы трудового договора лиц пенсионного возраста, так как трудовые отношения с ними прекращались независимо от их желания продолжать трудовую деятельность, способности, профессиональной пригодности, поведения, а также соответствующих производственных причин. В-третьих, его введение означало фактическую легализацию принудительного вывода на пенсию.

В силу изложенного Конституционный Суд признал такое обыкновение правоприменительной практики расторжения трудового договора не соответствующим Конституции РСФСР.

В соответствии с решением Конституционного Суда пункт 1.1 ст. 33 КЗоТ был признан утратившим силу. Дальнейшее развитие трудового законодательства характеризовалось отсутствием подобных правовых норм.

Равенство в сфере труда, однако, не означает, что все без исключения работники обладают одинаковым правовым статусом. Конституционные положения допускают дифференциацию правового регулирования трудовых отношений, если установление различий в правовом статусе работников обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, принадлежностью работников к разным по условиям и роду деятельности категориям. При этом различия должны быть объективно оправданными, обоснованными и соответствовать конституционно значимым целям (Определение Конституционного Суда от 14 января 2003 г. N 32-О//СЗ РФ. 2003. N 12. ст. 1175).

Дифференциация правового регулирования может проявляться в установлении как ограничений, так и преимуществ, дополнительных гарантий для отдельных категорий работников. В частности, признана соответствующей предписаниям ст. 37 Конституции повышенная защита беременных женщин, в том числе запрещение их увольнения по инициативе работодателя в случае совершения грубого дисциплинарного проступка. В Определении от 4 ноября 2004 г. N 343-О//СЗ РФ. 2004. N 51. ст. 5263) Конституционный Суд указал, что часть 1 первая ст. 261 Трудового кодекса РФ, запрещающая увольнение по инициативе работодателя беременных женщин (кроме случаев ликвидации организации), относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции.

Свою позицию Конституционный Суд обосновал необходимостью повышенной защиты беременных женщин, с тем чтобы предотвратить возможные дискриминационные действия недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем предоставления им отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных законодательством гарантий и льгот в связи с материнством (глава 41 Трудового кодекса). Было учтено также, что даже при наличии запрета отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 4 ст. 64 Трудового кодекса), поиск работы для беременной женщины чрезвычайно затруднителен.

Свобода труда связана с признанием права на труд.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его с правом на свободный выбор работы.

Статья 37 Конституции провозглашает свободу труда, не указывая на предоставление каждому права на труд. Конституция не гарантирует каждому получение работы, обеспечение рабочим местом. Однако это не означает исключения права на труд из перечня основных прав человека.

Международные акты, предусматривающие право на труд, не связывают его с получением гарантированной работы. Акцент делается на предоставление каждому возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек свободно выбирает или на который свободно соглашается, т.е. право на труд связывается главным образом со свободой труда, обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию. Наряду с этим подчеркивается и необходимость содействия поиску работы, создания условий для повышения уровня занятости. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает необходимость проведения государственной политики, направленной на обеспечение возможности полного осуществления этого права. В числе мер, которые необходимо принять на государственном уровне, указываются: разработка и реализация программ профессионально-технического обучения и подготовки, стремление к достижению неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека (ст. 6).

Содержание права на труд помогают уяснить и положения ст. 1 Европейской социальной хартии. Для обеспечения эффективной реализации этого права государства принимают на себя обязанности:

1. Принять как одну из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости.

2. Эффективно защищать право работника зарабатывать себе на жизнь, свободно избирая вид занятия.

3. Организовать и обеспечивать функционирование бесплатных служб занятости для всех работников.

4. Установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации.

Таким образом, международное сообщество право на труд связывает со свободой труда и проведением государственной политики, направленной на содействие занятости и трудоустройству. Достижение полной занятости, обеспечение каждого работой рассматривается в качестве социальной цели.

В таком понимании право на труд совпадает с содержанием, заложенным в ст. 37 Конституции: человеку и гражданину гарантируется свобода труда и защита от безработицы, которая, в свою очередь, включает не только материальную поддержку безработных, но и бесплатное содействие в трудоустройстве, профессиональную ориентацию и профессиональному подготовку.

Смотрите так же:  Заявление о переходе права от администрации

Право на защиту от безработицы впервые было провозглашено Всеобщей декларацией прав человека.

Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, наиболее обстоятельно решает вопросы защиты от безработицы в Конвенции МОТ N 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) и Конвенции МОТ N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.). Эти конвенции рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства. Конечной целью этой политики является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее; такая работа была как можно более продуктивной (в это понятие обычно вкладывается следующий смысл: выполняемая работником работа должна соответствовать его профессиональным и физическим возможностям и приносить максимальную пользу обществу); существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, происхождения или социального положения. Поэтому на каждом конкретном историческом этапе развития страны эта политика основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими целями общества.

В современной интерпретации (Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г., Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.) это право носит сложный характер и включает ряд элементарных прав и гарантий, в частности:

— бесплатный доступ к службам по трудоустройству рабочей силы (п. 6 Хартии Европейского сообщества);

— бесплатную профессиональную ориентацию, общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также переподготовку и повышение квалификации;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием;

— предоставление в соответствии с национальным законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, воинам-интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывшим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда;

— выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размерах и сроки, предусмотренные национальным законодательством, но не ниже минимальной заработной платы, установленной национальным законодательства;

— выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам;

— выплату стипендий гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

— оказание материальной и иной помощи находящимся на иждивении членам семьи безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты (ст. 3 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств).

Предоставление перечисленных прав гарантировано в Российской Федерации Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации», а также подзаконными нормативными актами, регулирующими организацию общественных работ, квотирование рабочих мест, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, устанавливающими порядок оказания содействия безработным гражданам организовать свое дело и т.п.

Закрепление в Конституции права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента права на труд имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда, а также для общества в целом. Стремление любого общества к полной занятости связано не только с тем, что трудом создаются материальные блага и услуги, но и с тем, что вознаграждение, которое получают трудящиеся, предоставляет им возможность осознавать свою социальную роль в обществе и чувство самоуважения, приобретаемое ими в связи с этим. Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии и защиты от безработицы.

3. Основополагающие права человека в сфере труда включают также право на справедливые и благоприятные условия труда. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает:

— вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

— условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

— отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Конституция воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в действующем законодательстве о труде.

Трудовой кодекс конкретизирует, что следует понимать под правом работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК), и предусматривает комплекс гарантий, обеспечивающих реализацию этого права (ст. 220 ТК). В частности, работник может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

На работодателя, соответственно, возложены обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда (ст. 212 ТК), выполнение которых контролируют органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нарушение требований охраны труда может повлечь ликвидацию организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения (ст. 357 ТК).

Конституционное право на вознаграждение за труд без какой то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37) находит свое развитие в ст. 2 ТК, предусматривающей принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; в ст. 22 ТК, закрепляющей обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; в ст. 132 ТК, определяющей критерии, на основе которых устанавливается заработная плата каждого работника (квалификация работника, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда).

Трудовое законодательство наряду с общей нормой, запрещающей дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК), содержит специальный запрет на установление необоснованных различий при определении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК). Размер заработной платы должен зависеть только от объективных критериев, применяемых ко всем работникам без исключения.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом и в настоящее время составляет 1100 рублей. Однако в перспективе минимальная заработная плата будет устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК). Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума будут установлены федеральным законом.

4. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, провозглашенное ч. 4 ст. 37, не имеет аналогов в международных актах. По существу это — право работников на защиту своих прав и интересов в установленном федеральным законодательством порядке. Признавая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, Конституция указывает, что реализация этого права должна осуществляться с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Для индивидуальных трудовых споров порядок разрешения определен главой 60 Трудового кодекса, а также ГПК. Они рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, образуемыми в организации, мировыми судьями и районными судами. Коллективные трудовые споры, в отличие от индивидуальных, рассматриваются в примирительном порядке в соответствии с гл. 61 ТК.

Одним из способов разрешения коллективного трудового спора ФЗ признает забастовку — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК).

Таким образом, законодатель, используя предоставленное Конституцией право, предусмотрел возможность применения забастовки лишь при рассмотрении коллективных трудовых споров. Это решение в полной мере соответствует положениям международных актов о правах человека. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8) право на забастовку включено в общий перечень прав на создание и вступление в профессиональные союзы, а также прав профсоюзов образовывать национальные федерации и конфедерации и функционировать беспрепятственно. Проведение забастовки допускается при возникновении разногласий по поводу заключения коллективного договора. Европейская социальная хартия (ст. 6) обязывает государства признавать «право работников и предпринимателей на коллективные действия в случае конфликтов интересов, включая право на забастовку».

При регламентации права на забастовку должно осуществляться необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, средством которой является забастовка, и соблюдением общественных интересов, которым она способна причинить ущерб и обеспечение которых — обязанность законодателя (Постановление Конституционного Суда от 17 мая 1995 г. N 5-П // СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1976).

Конституционный Суд указал на возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения их работы. Однако ограничение реализации права на забастовку возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с этими положениями Трудовой кодекс (ст. 413) признает незаконными забастовки исключительно:

— в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, в других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях «скорой» и неотложной медицинской помощи;

— в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции, является неправомерным (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»//Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1).

5. Право на отдых, провозглашенное частью 5 ст. 37, признается неотъемлемой частью права на справедливые и благоприятные условия труда и находит свое отражение во всех международных актах, закрепляющих основные права человека в сфере труда.

Объем конкретных полномочий по реализации права на отдых предусматривается в соответствии с Конституцией федеральным законом.

Среди важнейших гарантий права на отдых надо назвать установление максимальной продолжительности рабочего времени. Согласно ст. 91 ТК, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для несовершеннолетних работников, инвалидов, работников, занятых на работах с вредными условиями труда, иных категорий работников в связи с особым характером труда или особыми условиями выполнения работы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК).

Право на отдых гарантируется также предоставлением перерывов для отдыха (ст. 108, 109 ТК РФ), выходных дней (ст. 111 ТК), нерабочих праздничных дней (ст. 112 ТК), а также запрещением работы в выходные дни (ст. 113 ТК).

Реализация права на отпуск, гарантированного Конституцией, обеспечивается установлением минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска (28 календарных дней), сохранением за работником места работы (должности) и среднего заработка на период отпуска (ст. 114 ТК). Для некоторых категорий работников предусмотрены удлиненные основные отпуска, имеющие целью гарантировать работникам более длительный отдых с учетом характера и специфики их трудовой деятельности, условий труда, состояния здоровья, возраста и других обстоятельств. Законодательными и иными нормативными правовыми актами устанавливаются и дополнительные отпуска. Они предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и некоторым другим категориям работников (ст. 116 ТК).

Похожие публикации:

  • Судебные приставы калининского района уфы Судебные приставы калининский район уфа Судебные приставы в Уфе Судебные приставы в Уфе Найти все судебные приставы в Уфе, а также посмотреть расположение на карте города. Адреса, телефоны и график работы всех Уфы. Материалы на […]
  • Отдел опеки и попечительства казань приволжский район Выдача разрешения на совершение сделок по отчуждению (продаже, дарению, обмену и др.) имущества, жилой площади, затрагивающих права или охраняемые законом интересы несовершеннолетних Данное разрешение выдается по месту жительства […]
  • Как получить выписку из егрп портал госуслуг Получение выписки из ЕГРП через портал Госуслуг Предыдущая статья: База ЕГРП Выписка необходима для проверки достоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе информации о собственнике или владельце. Дорогие читатели! […]
  • Как сделать расчет пособия по уходу за ребенком до 15 лет в 2019 году Рубрика: По уходу за ребенком Вы находитесь в разделе Отпуск по уходу за ребенком, который относится к разделу Отпуск. Родители новорожденного могут оформить отпуск с получением ежемесячного пособия до момента исполнения ребенку 3 […]
  • Договор совместительство врача Стимулирующие выплаты это по заработной плате Стимулирование труда — это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисления работнику […]
  • О компенсации морального вреда по дтп судебная практика О компенсации морального вреда по дтп судебная практика Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]